Выступление заместителя директора по УВР Маковской Р.Г на педагогическом совете 15.01.2015г.
Тема: Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя в современной социально-педагогической ситуации.
Вариативность воспитательной деятельности классных руководителей - объективно существующий феномен, проявляющийся в выборе и выработке классным руководителем вариантов воспитательной деятельности, представляющих комплекс педагогических целей, содержания, способов и форм этой деятельности в соотнесении с особенностями учебной группы.
Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя имеет большое значение для успешной социализации учащихся и студентов.
Рассматривающий сегодня вопрос на педагогическом совете ставит задачи:
- организация информационно-методической помощи классным руководителям;
- активное включение классных руководителей в творческо - педагогическую деятельность;
- создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта;
- совершенствование методики работы классных руководителей по организации воспитательного процесса в учебной группе в свете современных технологий;
- содействие активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися, студентами.
Актуальность темы обусловлена кардинальными социально-экономическими изменениями в современном обществе, которые не могут не затрагивать образовательные учреждения.
Цель воспитательной деятельности – воспитание личности, обладающей глубокими профессиональными знаниями и умениями; свободной и физически здоровой; готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Это воплощается и в модели специалиста, ориентированной, помимо профессиональной компетенции и профессиональной культуры, на воспитание таких социально востребованных качеств, как гражданская ответственность и самодисциплина, толерантность и владение навыками межличностного общения, креативность и предприимчивость, способность к саморазвитию и анализу.
Способы достижения цели и задач:
- Активное включение обучающихся в разнообразную учебную и внеучебную деятельность;
- Создание условий для самоопределения и самореализации каждого обучающегося;
- Участие обучающихся в творческих инициативных группах, акциях, конкурсах, фестивалях и т.д.
- Создание в техникуме единого воспитательного пространства;
- Разработка правил жизни группы, прав и обязанностей каждого члена коллектива;
Нормативная основа вариативного образования, в частности Закон об образовании, предполагает многообразие различных типов учебных заведений, образовательных программ, концепций, педагогических задач, подходов, методов и форм обучения, а следовательно, право личности на общекультурное развитие и самореализацию в соответствии со своими особенностями, способностями и интересами, на основе свободного выбора мнений, убеждений, индивидуальных образовательных траекторий.
Важность и необходимость воспитательной деятельности в отмечены в Концепции воспитания молодежи, где указывается, что воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процесс образования. То, как будет проводиться воспитательная деятельность в техникуме, какие ценности будут сформированы у студентов, является одним из факторов цивилизованного развития нашего общества.
Классное руководство - это основная форма воспитательной деятельности в техникуме и должно осуществляться в тесной взаимосвязи с руководителями подразделений, со всеми педагогами и администрацией техникума.
Нужна постоянная поддержка классного руководителя:
Значимость поддержки классных руководителей заключается в следующем:
- в признании особой важности труда классного руководителя;
- в необходимости стимулирования воспитательной деятельности классного руководителя и активизации воспитательной работы в учебных группах и в техникуме в целом.
- в учёте специфики деятельности классного руководителя, работающего в СПО.
Для эффективности воспитательного процесса в целом, повышения качества воспитательной работы классных руководителей, результативности воспитания студентов необходимы существенные изменения в их деятельности. Эти изменения связаны с выбором таких приоритетов в целях, содержании, способах и формах воспитательной деятельности, которые учитывают возможности педагога, особенности студенческого коллектива, организационно-педагогические условия образовательных учреждений. Особое значение имеет личность педагога-воспитателя, профессиональное развитие классного руководителя, социально-психологические аспекты его деятельности.
Теоретический аспект актуальности обозначенной проблемы связан, на наш взгляд, с необходимостью научного описания феномена вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, построения модели вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, описания конкретных подходов и механизмов её формирования. Практический аспект предполагает проектирование вариантов воспитательной деятельности классных руководителей, определение наиболее эффективных путей поддержки вариативности воспитательной деятельности педагогов-воспитателей как условия их успешности.
Существует ряд противоречий, связанных с проблемой совершенствования деятельности классных руководителей.
Как наиболее важные обозначим следующие противоречия:
- противоречие между проявлением в практике воспитательной деятельности классного руководителя разных вариантов этой деятельности и отсутствием описания (характеристики) содержания вариативности воспитательной деятельности, классификации и форм её проявления;
- противоречие между растущими требованиями общества к уровню профессионализма классных руководителей, качеству осуществления воспитательной деятельности и не разработанностью системы подготовки классных руководителей с учётом вариативности воспитательной деятельности;
Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя проявляется у педагогов в построении воспитательной деятельности на основе осознанного выбора педагогом её варианта в соответствии с особенностями коллектива учебной группы.
Наукой предложен новый аспект в рассмотрении профессиональной деятельности педагога-воспитателя через характеристики, обусловливающие результативность труда классного руководителя в условиях вариативности:
- цель деятельности классного руководителя,
- содержание деятельности,
- основные способы и формы работы классного руководителя,
- основной результат.
Разработана и теоретически обоснована педагогическая модель вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, которая раскрывает особенности воспитательного процесса в образовательном учреждении, заключающиеся в выборе приоритетных целей воспитательной деятельности, содержания, способов и форм их достижения, учитывающих особенности студенческого коллектива.
Теоретическая основа и педагогическая модель вариативности воспитательной деятельности классного руководителя позволяют педагогу-воспитателю обосновать выбор приоритетной линии, варианта профессиональной деятельности, позволяющего ему быть успешным в работе.
Классификация вариативности воспитательной деятельности классного руководителя определяет типы классных руководителей в соответствии с приоритетами воспитательной деятельности, лежащими в основе его успешности. Выделены следующие типы классного руководителя:
- классный «организатор», развивающий как деятельную, организованную, сплочённую группу, где каждый студент ощущает свою полезность и сопричастность общему делу;
- классный «социальный организатор», развивающий коллектив, как социально направленную группу, стремящуюся вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, и формирующий гражданскую компетентность студентов.
- классный «психолог», формирующий, прежде всего, систему товарищеских, доброжелательных отношений одногруппников друг к другу как в деятельности, так и в общении;
- классный «поддерживающий», обеспечивающий индивидуальное развитие и саморазвитие студента, поддерживающий студента в решении жизненных проблем, защищающий их личное достоинство и права;
Вариативность воспитательной деятельности классных руководителей - объективно существующий феномен, проявляющийся в выборе и выработке классным руководителем вариантов воспитательной деятельности, представляющих комплекс педагогических целей, содержания, способов и форм этой деятельности в соотнесении с особенностями учебной группы.
Модель вариативности воспитательной деятельности классных руководителей, содержащая цели, раскрывающая содержание деятельности педагога-воспитателя, способы и формы, а также основные критерии и показатели результативности деятельности, реализуемые в условиях деятельности классных руководителей типа «организатор», «психолог», «социальный организатор», классный «поддерживающий».
Воспитательная деятельность проявляется в различных процессах:
а) сотрудничестве педагога и воспитанника в деятельности;
б) ориентации на получение предметного результата;
в) создании благоприятных условий для развития личности.
Выбор и выработка вариантов профессиональной деятельности рассматривается через призму личностной позиции, в которой проявляются установки, ценности, мотивы и смыслы личности, а на их основе осуществляется сознательный, осмысленный и ответственный выбор.
Профессиональная деятельность классного руководителя представляет собой цепочку взаимосвязанных и взаимозависимых выборов. Любой выбор предполагает наличие вариантов.
Согласно системному подходу, воспитательная деятельность классного руководителя носит последовательный, непрерывный, целостный характер и строится на единстве и соответствии друг другу целей, задач, содержания, форм, методов, средств и результатов деятельности.
Основными способами и формами работы классного руководителя являются групповые, индивидуальные приёмы, направленные на решение частных задач в соответствии с оптимальным вариантом воспитательной деятельности классного руководителя.
В качестве основного критерия результативности воспитательной деятельности в модели выступает продуктивность воспитательной деятельности классного руководителя:
- сформированность как деятельной, организованной, сплочённой группы (для классного «организатора»);
- сформированность гуманистического микроклимата в группе (для классного «психолога»);
- сформированность основных возможностей студентов для реализации себя (для классного «поддерживающего»);
- сформированность учебной группы как социально направленной группы (для классного «социального организатора»).
Основным показателем выступает уровень продуктивности воспитательной деятельности и удовлетворённости классного руководителя своей деятельностью.
Содержание воспитательной деятельности классного руководителя
Основные критерии
Основные показатели
Классный «организатор» Классный «психолог» Классный «поддерживающий» Классный «социальный организатор»
Результат, к которому стремится классный руководитель - это развитие учебной группы, как деятельной, организованной, сплоченной группы; формирование гуманистического микроклимата в группе, создание возможностей для индивидуальной самореализации разными студентами, развитие учебной группы как социально направленной группы, где каждый ощущает свою полезность.
Приоритетные действия классного руководителя по организации воспитательного процесса:
- организация коллективной деятельности студентов,
- развитие увлеченности ребят общими делами, интересами коллектива,
- работа с органами соуправления,
- обеспечение коллективной успешности развитие в группе доброжелательного микроклимата
- поддержка групповых взаимоотношений студентов,
- регулирование и развитие их общения и отношений, построение доверительных отношений,
- регулировка отношения со сверстниками и преподавателями,
- помочь в решении учебных и жизненных проблем,
- развитие в ребятах социальных интересов и стремлений,
- ориентация на участие в социальных проектах и других общественно-полезных дел.
На последнем заседании школы классного руководителя рассмотрели методический доклад Рубановой А.В. (кл. рук. 309 эк группы) по теме «Организация проектной деятельности на воспитательных мероприятиях». Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
Система групповых, индивидуальных приемов, направленных на решение данных задач:
КТД (коллективно творческие дела), праздники, конкурсы,игры, клубы общения, этические дискуссии, индивидуальные беседы, договор, тренинги и др. социальные проекты, общественно-полезные дела, акции и др.
Условия педагогической успешности вариативности воспитательной деятельности классных руководителей рассматриваются с различных позиций на макро-, мезо-, микроуровне.
Характеристики основных типов классных руководителей.
- Классные руководители-«организаторы»
Основной интерес «организатора» - формирование коллектива группы, развитие коллектива, сопричастности к общему делу. Основа содержания деятельности классного руководителя «организатора» - создание системы развивающей совместной деятельности и делового общения в группе; работа с органами самоуправления; создание ситуаций деятельного успеха; создание традиционных коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций. Развитию организованности и самостоятельности студентов способствует использование методики коллективной творческой деятельности (КТД) стимулирующей активность ребят. Основным критерием оценки работы классного руководителя «организатора» является уровень сформированного коллектива. Результат работы - его сплочённость: поддержка студентами друг друга, заинтересованность в делах группы, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах группы и в делах техникума.
- Классные руководители - «психологи»
Основной задачей такого классного руководителя является создание гуманистического микроклимата в группе: системы товарищеских, доброжелательных отношений друг к другу как в деятельности, так и в общении, создание благоприятной микросреды для каждого студента, регулирование межличностных отношений между студентами. Классный руководитель способствует развитию у них коммуникативных качеств и оказывает помощь в преодолении ими затруднений в общении. Основные формы организации классным руководителем - «психологом» общения и совместной деятельности ориентированы на возможность познать себя и выстроить свои отношения с одногруппниками в процессе значимой деятельности. Развитие гуманистического микроклимата группы обеспечивается в том случае, если в совместной деятельности студентов классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности и её результатах, а на их отношениях во время взаимодействия, их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о каждом. Оценивать качество микроклимата группы можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в коллективе каждый студент, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к учебной группе.
- Классные руководители «поддерживающего» типа
Основными задачами поддерживающего классного руководителя являются: создание возможностей для индивидуального развития и саморазвития студента; поддержка в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав. В своей деятельности такой классный руководитель ориентируется на актуализацию и реализацию потребности студента стать и быть самим собой, на формирование у него ЗУНов, помогающих самопознанию и саморазвитию, стимулирует стремления студентов к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем, учит студента через осмысление себя видеть собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения желаний, стремлений, возможностей и принятия ответственности за свои действия. В качестве основных показателей результативности своей работы он видит умение анализировать студентами свои проблемы, проявление способности студента разрешать их, брать ответственность за такую «работу».
- Классные руководители «социальные организаторы»
Целью деятельности такого классного руководителя является развитие социальной активности и компетентности студентов. Педагог такого типа стремится развивать учебную группу как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Содержание деятельности классного руководителя -«социального организатора» заключается в создании условий для участия студентов в интересной для них общественно-полезной деятельности, поощрении инициатив студентов в проведении личностно значимых и социально одобряемых дел, привлечении студентов к проектированию и руководству социальными программами и акциями. Одним из эффективных способов формирования опыта активной социальной деятельности и гражданской компетенции является социальное проектирование - созидательная социальная деятельность на благо местного сообщества. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя - «социального организатора» является сформированность учебной группы как социально-направленной группы. Качества коллектива группы как социально-ориентированной группы проявляются в степени включенности студентов в подготовку и участие в общественно-полезной деятельности; в степени овладения ими способами организации данной деятельности; в социально-направленной мотивации деятельности студентов; в вовлеченности студентов в решение социально-значимых вопросов.
Педагоги – воспитатели часто испытывают затруднения в нахождении приоритетной доминирующей линии воспитательной деятельности, в умении продемонстрировать свои индивидуальные достижения, результаты деятельности. В связи с этим нужны курсы классных руководителей на базе ПГИРО (повышения квалификации), как ключевой способ развития умения классных руководителей выявить доминирующие линии своей работы и совершенствовать свой вариант воспитательной деятельности классных руководителей.
Успешность вариативной воспитательной деятельности классного руководителя находится в зависимости от организационно-управленческих условий образовательного учреждения.
Исследование 130 классных руководителей школ Ульяновской области показало: 40% педагогов-воспитателей не имеют представления, на каких документах основана их деятельность; 54 % классных руководителей не знали, в чем собственно заключаются их функции; более 60% опрошенных указывало на то, что администрация школ требует от классных руководителей, прежде всего, работу, не связанную собственно с воспитанием как развитием личности школьников.
Педагогическая модель определяет содержание деятельности классного руководителя - «организатора», «психолога», «социального организатора», классного руководителя «поддерживающего» типа, его приоритетные действия по организации воспитательного процесса, выявляет основные способы и формы работы с коллективом группы, обозначает критерии успешности воспитательной деятельности и её уровни, а также результат в виде социально-психологических явлений.
К условиям обеспечения успешной вариативной воспитательной деятельности классных руководителей относятся разработка и введение в действие нормативно-методических документов, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность классных руководителей; организация системы подготовки и повышения квалификации педагогов-воспитателей; анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
На должном уровне, с привлечением к подготовке и проведению большого количества студентов провели открытые воспитательные мероприятия:
В сентябре: Сапова Л.П., Яремко Н.Н., Трофимов А.
- «Здесь всюду шум, и смех, и гомон:
Кипит студенческий поток
Идей и мыслей круг не скован
И знаний тянется росток…»
Праздничная линейка, посвященная началу 2014 - 2015 учебного года и годовщине образования ПМР.
В октябре:
Мищенко Н.Л., Рак Ю.В. - Литературно – музыкальный монтаж, посвященный Дню Учителя
«Учитель..! Низкий Вам поклон!
За доброе слово и мудрый совет
За теплую шутку и яркий рассказ,
И просто за то, что Вы верите в нас!
Сапова Л.П. Бурля К.И. - «Посвящение в повара» с элементами конкурсной программы, приуроченное к Всемирному Дню повара.
В ноябре:
Терехова В.А., Возиян Л.А. - Вечер – портрет «Сын Отечества – Ломоносов».
В декабре:
Кардон Ю.И., Трофимов А. - Зимняя сказка. Развлекательная программа, посвященная Новому, 2015 году.
Об итогах проведения Республиканской акции «Знай Конституцию своего государства» с 16 -24 декабря 2014г в нашем техникуме. Отчет прилагается).
Предстоит провести: 22 января во всех учебных группах воспитательные часы, посвященные Дню студента и Татьяниному дню, а Укринская Н.В. и Орза Т.И, Орза Н.И. проведут открытый воспитательный час: Круглый стол, посвященный Дню студента
«Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна»
с участием представителей коммерческих структур и сферы обслуживания города.
|